СМЕРТЬ   НАЧИНАЕТСЯ   С  БУКВЫ   С

Подводную лодку С-101 на Северном флоте в шутку называли "бомбоулавливателем": ее боевая биография складывалась как-то так, что ее бомбили и корабли противника, и корабли и самолеты союзников, и свои катера-охотники. По подсчетам подводников, на С-101 в об­щей сложности было сброшено около 1200 бомб, но, к счастью для этой «невезучей» лодки, она оказалась на редкость живучей. И не только живучей, но и весьма результативной. К осени 1943 года С-101 потопила и повредила несколько крупных фашистских транспортов, а 28 августа уничтожила новейшую немецкую подводную лодку U-639. Пройдя всю войну, она в мае 1945 года была награждена орденом Красного Знамени. И подвиги С-101 не были единичны: лодки типа С IX серии прекрасно показали себя в Великой Отечественной войне. Они создавались во втором периоде довоенного строительства со­ветских подводных лодок, когда стало возможным строить более совершенные подводные корабли на основе опыта постройки лодок первых серий. Интересна история создания этих лодок. В июле 1933 года группа советских инженеров получила возможность принять участие в испытаниях подводной лодки Е-1, построенной в Испании по проекту немецкой фирмы «Дешимаг». Тогда же с этой фирмой был заключен договор на разработку проекта средней лодки по советскому зада­нию. Однако из-за большого количества отклонений от задания чертежи были возвращены фирме, и в Бремен направляется группа советских инженеров во главе с В. Перегудовым, при участии которой разрабатывается новый проект. К этому времени были достигнуты определенные успехи в научно-исследовательских разработках по улучшению ходкости подводных лодок, их гребных винтов, маневренных качеств и живучести. Все эти усовершенствования были использованы на средних лодках типа С IX серии. Будучи дальнейшим развитием подводных лодок типа Щ, лодки типа С значительно превосходили их по вооружению, скорости надводного хода, дальности плавания, глубине погружения и живучести. На них были установлены два дизеля по 2000 л. с. каждый, сообщав­шие им скорость надводного хода 20 узлов на 6 узлов больше, чем у «щук». Лодки IX серии могли стрелять усовершенствованными торпедами с большим зарядом и с увеличенной дальностью. На них были установлены модернизированные 100-мм орудия и усовершенствованные приборы наблюдения, связи и навигации. Головная лодка была заложена на одном из советских заводов в декабре 1934 года, в марте 1936 года она вошла в состав Балтийско­го флота, и к началу Великой Отечественной войны флот получил от промышленности 17 лодок IX и IX-бис серий, Эти лодки показали себя отличными бойцами еще до начала войны с Германией: в числе трех первых советских лодок, удостоенных награждения орденом Красного Знамени за успехи в боях с белофиннами, была и лодка IX серии С-1. Лодке IX серии довелось открыть и боевой счет балтийских подводников в Великой Отечественной войне. 19 июля 1941 года С-11 пустила на дно фашистский транспорт, нагруженный войсками. Большое количество вражеских транспортов в Великой Отечественной войне уничтожила С-56, которой командовал Г. Щедрин. На лодках типа С, как уже упоминалось, было применено много но­винок еще до войны. В годы войны эта традиция сохранилась: первым советским боевым кораблем, на котором было произведено в августе1941   года  размагничивание корпуса  для  защиты  от  магнитных  неконтактных мин, была лодка типа С. Первыми лодками, которые в 1944 году были вооружены новыми электрическими торпедами, не оставляющими за собой следа, тоже стали лодки типа С С-15, С-51, С-101 и С-103. Командиры лодок типа С стремились максимально использовать боевые возможности своих кораблей и их вооружения. 14 января 1942   года С-102 впервые в истории    советского флота одним залпом уничтожала два транспорта противника. А 20 июня 1944 года С-104 под командованием В. Тураева одним залпом пустила на дно 3 вражеских судна! Такое сочетание высоких технических качеств лодок типа С и отлич­ной выучки личного состава привело к тому, что лодки IX серии оказались одними из самых эффективных советских боевых кораблей. За го­ды войны 5 лодок этого типа стали Краснознаменными С-13, С-31, C-S1, С-101, С-104, гвардейской стала С-33, а одна С-56 одновре­менно и Краснознаменной и гвардейской. По числу полученных званий и наград лодки типа С уступают лишь «щукам». Но если учесть, что «щук» было построено раз в пять больше, чем лодок типа С, то не­трудно убедиться: у «эсок» одна награда приходится на каждые две лодки, а у «щук» на каждые пять. Таким образом, лодки типа С сле­дует признать самым эффективным кораблем советского флота в годы Великой Отечественной войны. На этих лодках воевали Герои Советского Союза А. Трипольский, И. Кучеренко, Г. Щедрин, Г. Алексеев.

               Оглавление...

Хостинг от uCoz