ВЫХОДИЛА НА МОРЕ «КАТЮША»
«Разве
не
является
образцом
изумительной
отваги
артиллерийский
бой
подводной
лодки
под
командованием
т,
Гаджиева
с
кораблями
охранения?
Потопив
транспорт,
подводная
лодка
всплыла
в
надводное
положение
и
вступила
в
артиллерийский
бой
со
сторожевыми
кораблями
и
двумя
катерами-охотниками.
Произошел
невиданный
поединок,
окончившийся
поражением
вражеских
кораблей.
Это
первый
случай
в
истории, когда
подводная
лодка,
потопив
транспорт,
охраняемый
конвоем,
уничтожила
и
сам
конвой»
—
так
10 июля
1942 года
газета
«Правда»
писала о
действиях подводной
лодки К-3
— представительнице
знаменитых
крейсерских
лодок
типа
К
XIV
серии,
которые
благодаря
мощному
артиллерийскому
вооружению
не
раз
вступали
в
бой
с
фашистскими
кораблями
в
надводном
положении.
К
проектированию
этих
лодок
конструкторы
приступили
в
1934 году
когда
уже
был
накоплен
опыт
постройки
и
эксплуатации
лодок
типов
Д,
Л
и
Щ.
Новые
лодки
предназначались
для
крейсерских
операций
в
открытом
океане
на
коммуникациях
вероятных
противников
на
больших
удалениях
от
баз,
где
другие
наши
лодки
действовать
не
могли.
В
апреле
1935 года
задание
и
эскизный
проект
были
утверждены
Советом
Труда
и
Обороны,
и
конструкторы,
возглавляемые
М.
Рудницким,
приступили
к
разработке
технического
проекта
крейсерско-эскадренной
лодки.
Это
был
один
из
лучших
в
мире
крупных
подводных
кораблей.
При
подводном
водоизмещении
2200 тонн
он
был
вооружен
10 торпедными
аппаратами,
двумя
100-мм
и
двумя
45-мм
орудиями.
В
кормовых
трубах
размещалось
20 мин.
Кроме
того,
проект
допускал
в
случае
необходимости
установку
на
лодке
самолета
со
складывающимися
крыльями.
Два
дизеля
мощностью
по
4200 л,
с.
каждый
и
два
гребных
электродвигателя
по
1200 л.
с.
сообщали
кораблю
надводную
скорость
до
22
узлов,
а
подводную
—
до
10 узлов.
К
началу
войны
в
строй
флота
вступило
6 лодок
типа
К.
Из
них
2 —
К-1
и
К-2
—
находились
на
Севере
и
4—
К-3,
К-21,
К-22
и
К-23
—
на
Балтине.
Эти четыре
лодки после
начала войны
до осени
1941 года были
перебазированы
на
Север
по
Беломорско
-
Балтийскому
каналу.
Поэтому
боевая
деятельность
«катюш»
—
так
называли
советские
моряки
лодки типа
К
—
тесно
связана
с
операциями
именно
Северного
флота.
В
течение
войны
«катюши»
вводились
в
строй
на
Балтике,
где
к
1945 году
бригада
подводных
лодок
насчитывала
4 лодки
типа
К
—
К-51,
К-52,
К-53
и
К-56.
Во
время
войны
лодки
типа
К,
как
и
все
другие
типы
подводных
кораблей,
непрерывно
совершенствовались:
неуклонно
снижалась
шумность
подводного
хода,
механизмы,
приборы,
светильники
и
другое
оборудование
устанавливалось
на
антишумовых
и
защитных
амортизаторах.
На
некоторых
лодках
появились
гидролокаторы,
усовершенствованные
приборы
торпедной
стрельбы,
перископные
антенны
для
радиосвязи
в
подводном
положении
и
т.
д.
На
Северном
флоте
боевые
действия
против
фашистских
захватчиков
первой
из
лодок
типа
К
начала
К-2.
В
сентябре
1941 года
она
в
над
водном
положении
нагнала
вражеский
транспорт
и
уничтожила
его
огнем
100-мм
орудий.
За
годы
войны
«катюши»
потопили
27 боевых
кораблей
и
транспортов
противника,
две
из
них,
К-21
и
К-52,
были
награждены
орденом
Красного
Знамени,
а
одна—К-22
—
стала
гвардейской.
На
лодках
типа
К
воевали
Герои
Советского
Союза
М.
Гаджиев,
Н.
Лунин,
И.
Травкин.
Великая
Отечественная
война
дала
убедительное
подтверждение
боевой ценности
подводного
флота.
Советские
подводники
уничтожили
около 650 тысяч
тонн
вражеского
торгового
тоннажа
и
десятки
боевых
кораблей различных
классов.
Наши
подводные
корабли
получили
больше
наград
и
почетных
званий,
чем
все
остальные
корабли
флота,
вместе
взятые,
Так,
одновременно
ордена
Красного
Знамени
и
гвардейского
звания
были
удостоены
североморские
лодки
Д-3,
С-56,
Щ-402
и
М-172.
Гвардейского
звания
было
удостоено
5 «щук»,
4 «малютки»,
1 «Катюша»,
1 «ленинец»
и
1 лодка
типа
С.
Орденом
Красного
Знамени
было
награждено
10 «щук»,
5 лодок
типа
С,
2 «малютки»,
2 «катюши»
и 2 «ленинца».
Высокого
звания
Героя
Советского
Союза
удостоились
25 советских
подводников,
среди
которых
мы
находим
имена
И.
Колышкина,
Н.
Лунина,
В.
Старикова,
И.
Фисановича,
М.
Гаджиева,
Г.
Щедрина,
И.
Травкина
и
других.