РЫЦАРИ ЧЕРНОМОРСКИХ ГЛУБИН

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ

22 июня 1941 года - в первый день войны - для действий на морских сообщениях противника к западному берегу Черного моря ушли первые советские лодки. Прервать коммуникации противника - такая главная задача стояла перед ними. Их позиции были намечены на вероятных путях сообщения. Однако, опасаясь воздействия  кораблей Черноморского флота, в первые недели войны противник резко снизил свои морские перевозки. Грузы направлялись на малых транспортах и шхунах, как правило, по мелководью и прикрывались с моря минными заграждениями. Кроме того, подводные лодки привлекались для несения дозорной и разведывательной служб. Первой на Черном море добились боевого успеха подводная лодка Щ-211 под командованием капитан-лейтенанта А. Девятко. 5 августа 1941 года лодка вышла в боевой поход и у Стрелецкой бухты с катера приняла 14 болгарских патриотов. Подводники должны были скрытно высадить этих товарищей на фактически оккупированную территорию их родины. 11 августе в сумерках Щ-211 приблизилась к берегу в районе р, Камчия. Командир лодки осмотрел берег. В районе высадки было все спокойно. Щ-211 погрузилась. С наступлением темноты лодка всплыла, приблизилась к берегу на (50 метров. На палубе были выставлены матросы-наблюдатели с автоматами. Началась посадка на надувные шлюпки. Через 10 минут, когда они отошли от борта и исчезли в ночной темноте, Щ-211 направилась на выполнение своей основной задачи. 15 августа в районе мыса Эмине на лодке заметили крупные вражеские транспорты. Командир принял    решение    атаковать    противника Торпедная атака оказалась успешной. Торпеда попала в транспорт «Пелес» (тоннаж 5708 брутто-регистровых тонн брт), и он вскоре затонул. Второй, уклоняясь от торпеды, выбросился на отмель.    На следующее утро, когда лодка вернулась в этот же район,   транспорта   на   отмели уже не было. Так черноморские подводники открыли боевой счет побед. Весьма успешным был и второй боевой поход этой же лодки. 29 сентября Щ-211 обнаружила два катера противника, которые обследовали фарватер. Затем в этом же районе появился самолет. Решив, что противник готовится провести конвой, командир объявил боевую тревогу. Вскоре показались три крупных судна в охранении миноносцев и катеров. Командир приблизился к конвою. Выпустив торпеды, лодка легла на грунт. Подводники слышали сильные взрывы, а когда, подвсплыв на перископную глубину, командир осмотрел море, он увидел разломившийся танкер, возле которого сновали катера. Это был итальянский танкер «Суперга» тоннажем 6154 брт, направлявшийся к Босфору с румынской нефтью. Учитывая опыт первых месяцев войны, в октябре 1941 года была введена новая нарезка позиций. При этом в половине из них предполагалось крейсерство подводных лодок. Командиры могли маневрировать в позиционном положении, организовывать радиосвязь, вести переговоры по ТУСу (таблице условных сигналов). Новый метод использования подводных лодок вместо пассивного ожидания на отведенной позиции допускал свободу поиска, увеличивал инициативу командира, повышал вероятность встречи с противником. 16  октября для боевых действий на коммуникации Констанца Сулина вышла подводная лодка М-35 под командованием старшего лейтенанта М. Грешилова. Обнаружив буксир, который вел паром «Зибель», она атаковала буксир торпедами. Осадка его оказалась   небольшой,   и торпеда прошла под килем и не взорвалась. Когда такая же цель попалась ему вторично, командир учел опыт прошлого. Он решил потопить врага артиллерийским огнем. Чтобы всплыть на виду у неприятеля и открыть по нему огонь прежде, чем он ответит тем же, нужна была не только смелость, но и трезвый расчет, уверенность в мастерстве своих артиллеристов. Командир М-35 всплыл и вступил в артиллерийский бой с противником. Только атака лодки сторожевыми катерами заставила М-35 прекратить огонь и погрузиться, 27 октября та же лодка атаковала торпедой транспорт «Лола» тоннажем 3000 брт и потопила его. В первый период войны особенно успешно черноморские подводники

 Оглавление...  

Хостинг от uCoz