Из отсека в отсек

ДИЗЕЛЬНАЯ   ПОДВОДНАЯ   ЛОДКА

          

                                                                               Боевая тревога.                                                        Уходим в море

Подводные лодки по сути своей невидимки. К тому же выпускаются они отнюдь не такими большими сериями, как, скажем, автомашины или самолеты. Поэтому не так уж много людей, которым довелось видеть лодку вблизи. Еще меньше тех, кто был на лодке, ходил из отсека в отсек. Но, когда в мечтах уже видишь себя испытанным асом глубин, конечно же, не терпится заглянуть в центральный пост, потрогать грозные торпедные аппараты, пройтись по кораблю из конца в конец. Так давай же, юный друг, рука об руку совершим с тобой мысленную экскурсию по субмарине. Ну а если ты живешь во Владивостоке, то эта экскурсия может состояться в действительности, потому что в этом году поднята на берег и стала музеем-памятником прославленная лодка Великой Отечественной войны гвардейская Краснознаменная С-56. Так давай же поднимемся на ее борт, познакомимся с конструкцией лодки, увидим, в каких условиях жили и сражались наши моряки. Итак, наша экскурсия начинается. Говорят, что подводная лодка имеет форму сигары или веретена. Пожалуй, верно и то и другое. Все зависит от воображения. Схематично она представляет собой толстую стальную трубу, закрытую с обоих концов полусферами. Называется эта труба «прочный корпус». Как мы уже говорили, он сварен из стальных листов, которые укреплены кольцевыми шпангоутами из швеллерной, тавровой или углобульбовой стали. Чтобы при повреждении обшивки вода не могла заполнить весь прочный корпус, он разделен переборками на несколько частей. Чтобы проникнуть внутрь прочного корпуса, на подводной лодке имеется три круглых отверстия, герметически закрывающихся стальными крышками. Диаметр этих люков 65 сантиметров. Два люка находятся в концевых отсеках, а средний главный люк ведет в третий отсек, центральный пост подводного корабля. Над главным люком устроена боевая рубка прочная водонепроницаемая надстройка. Поэтому люк называется рубочным. Корпус рубки в сечении имеет круглую или эллиптическую форму и так же прочен, как обшивка. В стальной сферической крыше рубки тоже есть круглое отверстие с герметической бронзовой крышкой. Это верхний рубочный люк. А люк внутри боевой рубки, ведущий в прочный корпус, называется «нижний рубочный люк». Крышки обоих люков для экономии места открываются вверх (наружу) и при нахождении лодки под водой прижи­маются давлением воды. Задраиваются они кремальерами и защелками. Такое устройство позволяет легче открывать люки, а кроме того, рубка является шлюзом, через который в подводном положении при необходимости можно выйти из подводной лодки. Для этого нужно сначала открыть нижний рубочный люк и в легководолазном снаряжении выйти из прочного корпуса в рубку. Затем нижний рубочный люк закрывают и рубку заполняют водой. Потом давление внутри рубки уравнивают с забортным, открывают верхний рубочный люк и выходят из рубки в воду. Верхний рубочный люк снова закрывается, вода из рубки удаляется, и рубка готова к шлюзованию следующей партии подводников. Подобным   образом   для   спасения   личного   состава   аварийной   подводной лодки могут быть использованы два других люка и торпед аппараты в концевых отсеках корабля. Для этого имеются специальные приспособления и складные резиновые трубы тубусы. Вокруг всех люков есть круглые трубы «пороги» (коммингсы). Они создают дополнительную прочность в ослабленных вырезами местах корпуса. Кроме люков, в прочном корпусе имеются съел листы для погрузки и выгрузки дизелей, моторов, аккумуляторов. Листы эти стальные и крепятся к корпусу болтами. Для лучшего уплотнения во всех крышках люков применяются резиновые прокладки (уплотнения). Вокруг боевой рубки имеется стальное ограждение каплевидной в плане формы, которое улучшает обтекаемость корпуса и защищает ходовой мостик от волн. Здесь в надводном положении находится главный командный пункт управления кораблем.  Для придания подводной лодке лучших мореходных качеств обтекаемости к тупым торцам прочного корпуса пристроены заостренные оконечности: носовая и кормовая. В них есть вырезы для вы торпед, до стрельбы закрытые щитами-волнорезами. А для удобства передвижения по кораблю в надводном положении и при стоянке в базе между  оконечностями  построен   из  листовой  стали  водопроницаемый  легкий  корпус  с  бортами  и  верхней   палубой.  Он  имеет   вырезы для  заполнения   водой   при   погружении.   В  легком  корпусе  также размещены различные вспомогательные устройства. Между легким и прочным корпусами расположены цистерны главного балласта.  Их  три  группы:  носовая,  средняя  и  кормовая.  Для  погружения   подводной   лодки   открывают   клапаны   вентиляции,   и   цисте самотеком заполняются забортной  водой. Для  всплытия часть  вод из цистерн вытесняется сжатым воздухом. Погружение и всплытие дело очень сложное и ответственное. Ими управляют командир корабля и инженер-механик подводной лодки (командир БЧ-5 электромеханической боевой части). Кроме цистерн главного балласта, не подводной лодке имеются цистерны: быстрого погружения, дифферентные, уравнительные, топливные, масляные, пресной воды... Часть из них размещена в прочном корпусе. Цистерны связаны сетью труб с множеством клапанов и очень важны для жизни подводной лодки и ее экипажа. Как на любом корабле, на лодке имеются якорное и швартовное устройства. К ним относятся: шпиль с якорной цепью и якорем, кнехты и вьюшки со стальными швартовами. Есть и шлюпки (надувные). Внутри подводной лодки, конечно, есть и отопление и вентиляция. Чистый воздух в замкнутом объеме подводной лодки особенно важен для здоровья и работоспособности людей. Поэтому курят подводники обычно только на мостике, по очереди. А за чистотой воздуха бдительно следят и люди и приборы. Теперь ты знаешь главное об устройстве подводного корабля, и ложно идти на него. Никому, не относящемуся к экипажу, не разрешается одному входить на подводную лодку, чтобы нечаянно не натворить беды. Поэтому пойдем вместе. С причала на палубу подводной лодки ведет узкая сходня с поручениями. Ступив на нее, полагается повернуть голову в сторону кормы и, расположив руку к головному убору, отдать честь военно-морскому флагу. Этим ты приветствуешь знамя боевого корабля и весь экипаж, для которого корабль является частицей Родины. На палубе стоит вооруженный  вахтенный.  Он  отвечает  за  внешнюю  безопасность  подводной лодки и охраняет ее. Пока мы шли по сходне, из рубки вышел дежурный по кораблю, вызванный наверх вахтенным. Офицер проверяет наши документы и разрешает войти внутрь подводной лодки.

Оглавление...

Хостинг от uCoz