АТАКУЮЩАЯ СУБМАРИНА

               

  Первая  американская атомная  подводная лодка «Наутилус» 1955 г.          Французский атомный подводный ракетоносец "Редутабль".


В вооружении разных кораблей имеются свои особенности. Чтобы говорить конкретно, обратимся к «Наутилусу» одной из первых американских подводных лодок с атомным двигателем, спущенной на воду в 1954 году. Если оставить без внимания энергетическую установку, атакующая атомная субмарина во многом повторяет дизель-электрическую предшественницу. Только нет здесь знакомой нам уже тесноты. Глубокая шахта с трапами ведет нас в центральный пост, где сходятся все нити управления кораблем и его оружием, откуда идут команды, касающиеся швартовки и маневрирования, управления различной аппаратурой и действий команды. Когда командира в центральном посту нет, его функции выполняют старший помощник и вахтенные офицеры. На верхнем этаже отсека перископы и приборы торпедной стрельбы. Этажом ниже пост управления движением, устройствами и системами корабля. В трюме вспомогательные механизмы. На пульте центрального поста сосредоточено управление вертикальным и горизонтальными рулями, приборы для контроля за дифферентом и креном, глубиной погружения, скоростью хода и курсом, осадкой, указатели положения рулей и экран радиолокационной станции. Тут же переключатели для перевода рулей на автоматическое управление, Автоматика дает возможность отдохнуть рулевым и очень точно удерживать глубину. В первом отсеке «Наутилуса» размещены 6 торпедных аппаратов с торпедами и 18 запасных торпед. Это главное оружие «атакующей». Здесь же койки торпедистов. Во втором отсеке (жилом) находились кают-компания и каюты десяти офицеров. Этажом ниже столовая и камбуз матросов и старшин. Столовая быстро превращалась в кинозал для половины экипажа. На нижнем этаже отсека аккумуляторная батарея и кладовые. Пока атомный реактор разогревался, подводная лодка могла идти с помощью моторов, питающихся током от батареи, как обычная дизельная. В четвертом отсеке «Наутилуса» находилось «сердце» корабля атомный реактор. Этот отсек недлинный, но тоже трехэтажный. Во избежание облучения личного состава реактор со всех сторон за­крыт биологической защитой. Каждый член экипажа носит в кармане небольшой дозиметр в виде авторучки, который регистрирует степень облучения. Обычно она меньше дозы радиации, получаемой людьми на суше. Через весь отсек проходит невысокий коридор, в котором за продольной переборкой находится реактор. Через толстые смотровые стекла видна его верхняя часть. Когда реактор работает, никто не входит туда. Пятый отсек атомохода машинный. В нем расположены турбозубчатые агрегаты и дизель-электрическая установка, которая при неработающем реакторе обеспечивает ход и снабжает корабль электроэнергией. В этом же отсеке находится пульт управления энергетикой корабля. Это небольшое помещение «нервный центр»» атомохода. На пульте множество шкал, циферблатов, кнопок. Сюда из «мозгового центра» поступают приказания об изменении скорости хода. Отсюда производится дистанционное управление силовой установкой. Здесь, в царстве ядерной физики, высшей математики, электроники, автоматики и телемеханики, несут вахту офицеры-операторы. В шестом, последнем отсеке находятся жилые помещения экипажа, который на «Наутилусе» насчитывает 93 человека. Койки матросов двухъ- и трехъярусные с матрацами и подушками из губчатой резины. Рядом шкафы для одежды и вещей. У других американских подводных лодок есть еще один отсек кормовой торпедный. За два года эксплуатации «Наутилус» при средней скорости плавания 20 узлов прошел 62000 миль, а израсходовал всего несколько килограммов обогащенного урана. Дизельной подводной лодке при же условиях потребовалось бы более 7000 тонн жидкого топлива.

Оглавление...

Хостинг от uCoz