АТАКУЮЩАЯ
СУБМАРИНА
Первая
американская
атомная
подводная
лодка
«Наутилус»
1955 г.
Французский атомный
подводный
ракетоносец
"Редутабль".
В
вооружении
разных
кораблей
имеются
свои
особенности.
Чтобы
говорить
конкретно,
обратимся
к
«Наутилусу»
—
одной
из
первых
американских
подводных
лодок
с
атомным
двигателем,
спущенной
на
воду
в
1954 году.
Если
оставить
без
внимания
энергетическую
установку,
атакующая
атомная
субмарина
во
многом
повторяет
дизель-электрическую
предшественницу.
Только
нет
здесь
знакомой
нам
уже
тесноты.
Глубокая
шахта
с
трапами
ведет
нас
в
центральный
пост,
где
сходятся
все
нити
управления
кораблем
и
его
оружием,
откуда
идут
команды,
касающиеся
швартовки
и
маневрирования,
управления
различной
аппаратурой
и
действий
команды.
Когда
командира
в
центральном
посту
нет,
его
функции
выполняют
старший
помощник
и
вахтенные
офицеры.
На
верхнем
этаже
отсека
—
перископы
и
приборы
торпедной
стрельбы.
Этажом
ниже
—
пост
управления
движением,
устройствами
и
системами
корабля.
В
трюме
—
вспомогательные
механизмы.
На
пульте
центрального
поста
сосредоточено
управление
вертикальным
и
горизонтальными
рулями,
приборы
для
контроля
за
дифферентом
и
креном,
глубиной
погружения,
скоростью
хода
и
курсом,
осадкой,
указатели
положения
рулей
и
экран
радиолокационной
станции.
Тут
же
переключатели
для
перевода
рулей
на
автоматическое
управление,
Автоматика
дает
возможность
отдохнуть
рулевым
и
очень
точно
удерживать
глубину.
В
первом
отсеке
«Наутилуса»
размещены
6 торпедных
аппаратов
с
торпедами
и
18 запасных
торпед.
Это
главное
оружие
«атакующей».
Здесь
же
—
койки
торпедистов.
Во
втором
отсеке
(жилом)
находились
кают-компания
и
каюты
десяти
офицеров.
Этажом
ниже
—
столовая
и
камбуз
матросов
и
старшин.
Столовая
быстро
превращалась
в
кинозал
для
половины
экипажа.
На
нижнем
этаже
отсека
—
аккумуляторная
батарея
и
кладовые. Пока
атомный
реактор
разогревался,
подводная
лодка
могла
идти
с
помощью
моторов,
питающихся
током
от
батареи,
как
обычная
дизельная. В
четвертом
отсеке
«Наутилуса»
находилось
«сердце»
корабля
—
атомный
реактор.
Этот
отсек
недлинный,
но
тоже
трехэтажный.
Во
избежание
облучения
личного
состава
реактор
со
всех
сторон
закрыт
биологической
защитой.
Каждый
член
экипажа
носит
в
кармане
небольшой
дозиметр
в
виде
авторучки,
который
регистрирует
степень
облучения.
Обычно
она
меньше
дозы
радиации,
получаемой
людьми
на
суше.
Через
весь
отсек
проходит
невысокий
коридор,
в
котором
за
продольной
переборкой
находится
реактор.
Через
толстые
смотровые
стекла
видна
его
верхняя
часть.
Когда
реактор
работает,
никто
не
входит
туда. Пятый
отсек
атомохода
—
машинный.
В
нем
расположены
турбозубчатые
агрегаты
и
дизель-электрическая
установка,
которая
при
неработающем
реакторе обеспечивает
ход и
снабжает корабль
электроэнергией. В
этом же
отсеке находится
пульт управления
энергетикой корабля.
Это
небольшое
помещение
—
«нервный
центр»»
атомохода.
На пульте
множество шкал,
циферблатов, кнопок.
Сюда из
«мозгового центра»
поступают
приказания
об
изменении
скорости
хода.
Отсюда
производится
дистанционное
управление
силовой
установкой.
Здесь,
в
царстве
ядерной
физики,
высшей
математики,
электроники,
автоматики
и
телемеханики,
несут
вахту
офицеры-операторы.
В
шестом,
последнем
отсеке
находятся
жилые
помещения
экипажа,
который
на
«Наутилусе»
насчитывает
93 человека.
Койки
матросов
двухъ-
и
трехъярусные
с
матрацами
и
подушками
из
губчатой
резины.
Рядом
шкафы
для
одежды
и
вещей.
У
других
американских
подводных
лодок
есть
еще
один
отсек
—
кормовой
торпедный.
За
два
года
эксплуатации
«Наутилус»
при
средней
скорости
плавания
20 узлов
прошел
62000 миль,
а
израсходовал
всего
несколько
килограммов
обогащенного
урана.
Дизельной
подводной
лодке
при
же условиях
потребовалось
бы
более
7000 тонн
жидкого
топлива.
Оглавление...