ФРОНТ ПРОХОДИТ ПОД ВОДОЙ
ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ.
«При развитии ВМС стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов,..» Согласно этому положению Реввоенсовета советский подводный флот с самого начала создавался как ударная часть военно-морских сил. В его составе должны были быть лодки всех типов: малые для действий в прибрежных районах, средние для операций в открытом море, большие для крейсерства на отдаленных вражеских коммуникациях. О внимании, которое Советское правительство уделяло подводному флоту, свидетельствует и такой факт: первым боевым кораблем, спроектированным для нашего молодого флота, была именно подводная лодке. В сентябре 1923 года специально образованная комиссия разработала оперативно-тактические задания на проектирование торпедной подводной лодки и подводного минного заградителя. 5 марта (927 года были заложены первые боевые лодки I серии — лодки типа Д. К 1932 году в строю ВМФ находилось уже 6 таких кораблей. Одновременно с постройкой лодок типа Д велась подготовка к строительству больших лодок II серии — подводных минных заградителей типа Л и средних лодок III и V серий типа Щ. 21 мая 1931 года была заложена головная лодка IV серии — лодка типа П. Это была эскадренная быстроходная лодка с мощным артиллерийским вооружением. Но проект этот оказался неудачным, у лодок обнаружились серьезные конструктивные недостатки, поэтому их был! построено всего 3 — «Правда», «Звезда» и «Искра». Тем не менее лодки типа П внесли свою лепту в историю советского подводной флота — именно им принадлежит первый опыт перевозки грузов в осажденные и блокированные военно-морские базы. В сентябре 1941 года была сделана первая попытка такого рода: П-1 — «Правда» — вышла в поход с грузом продовольствия и боеприпасов для гарнизона осажденной противником военно-морской базы Ханко. Попытка эта не удалась — П-1 погибла на переходе. Спустя два месяц; другая лодка типа П — «Звезда» — доставила из Кронштадта в Ленинград топливо для электростанции. Во время этого перехода лодка шла за ледоколом, получила 14 пробоин от вражеских снарядов, но задание выполнила. Этот опыт, полученный на лодках типа П, был впоследствии использован советскими подводниками. Главным конструктором лодок IV серии был А. Асафов, лодок I, II и III серий — Б. Малинин, лодок V серии — М. Рудницкий. Ввод в строй новых промышленных мощностей и создание крупного механизированного сельского хозяйства обеспечивали экономическую базу развития наших Вооруженных Сил, и в частности Военно-Морского Флота. Продолжалось быстрое наращивание подводных сил. Общая задача военного строительства в годы предвоенных пятилеток сводилась к достижению технического превосходства в основных видах вооружения. В результате поистине титанических усилий судостроительной промышленности через 13 лет после закладки первой советской подводной лодки наша страна располагала крупным подводным флотом. За эти 13 лет до 22 июня 1941 года численность лодок, находящихся в строю, возросла в 14 раз, и к началу войны их было 212. Причем Советский Союз располагал не только самым многочисленным, но и самым современным подводным флотом, в котором на долю больших и крейсерских лодок приходилось 16 процентов, на долю средних — 45 процентов и на долю малых — 39 процентов.