БОЕВЫЕ РЕЙДЫ «ЩУК»
Предназначенные для действий в прибрежных районах и внутренних морях — Балтийском и Черном — лодки типа Щ 111 серии водоизмещением 580/700 тонн несли 6 торпед в аппаратах (4 в носовых и 2 в кормовых) и 4 запасных. В носовой и кормовой частях мостика было установлено два 45-мм зенитных полуавтомата. Два дизеля по 600 л. с. сообщали лодке надводную скорость 12 узлов. Под водой лодка шла на двух электромоторах по 400 л. с. каждый со скоростью 8 узлов (в течение одного часа). Лодки III серии начали строиться в 1930 году и стали основой для ряда других серий лодок типа Щ. Так, в 1932 году специально для вновь создаваемого Тихоокеанского флота была разработана лодка типа Щ V серии, которую можно было перевозить в разобранном виде по железной дороге. На этих лодках устанавливались более мощные дизели — 800 л. с., позволившие увеличить скорость надводного хода до 14 узлов. В дальнейшем строились более совершенные лодки типа Щ серий V-бис, V-бис 2, X и Х-бис. Они плавали на всех флотах — на Северном, на Балтийском, на Черноморском, на Тихоокеанском. В 1936 году тихоокеанская Щ-117 пробыла в море 40 суток — в
" МАЛЮТКА" 29 августа 1932 года были заложены первые четыре лодки типа м VI серии, предназначенные для формируемого Тихоокеанского флота. К ноябрю 1936 года в строю находились уже 50 -малюток», а к началу Великой Отечественной войны — 78 (в основном XII серии). Лодки этого типа отлично показали себя в боях. Черноморские м-35 и M-S2 стали гвардейскими, а М-111 и М-1 17 — Краснознаменными. На Севере гвардейского звания были удостоены М-171, М-174. а прославленная М-172 была одновременно гвардейской н Краснознаменной. На «малютках воевали Герои Советского Союза В. Стариков, И. Фисанович, А. Кесаев, Я. Иосселнанн. |
|
Годы
постройки - 1936 - 1941
Водоизмещение, т - 203/254 Мощность, л. с. - 800/400 Скорость, узл. - 14/8,4 |
Длина,
м - 45
Ширина, м - 3,5 Рабочая глубина погружения, м - 50 Вооружение: носовых торпедных аппаратов - 2 45 - мм орудий - 1 |
В числителе — данные для надводного положения, в знаменателе — для подводного положения. | |
"ЛЕНИНЕЦ" — ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Л {серия II) Головная лодка II серии вступила в строй Балтийского флота 22 октября 1933 года. Это был первый подводный минный заградитель советской постройки. Всего до конца 1939 года в состав Советского ВМФ вошло 19 лодок типа Л. В ходе строительства они дважды модернизировались — в 1936 н в 193В годах. Лодки типа Л отлично воевали на всех флотах: на Черном море прославилась Краснознаменная Л-4, на Балтийском — гвардейская Л-3, на Северном — Краснознаменная л-22. |
|
Годы
постройки - 1933
Водоизмещение, т - 1100/1400 Мощность, л. с. - 2x1100/2x600 Скорость, узл. - 14,1/8,3 Длина, м - 81 Ширина, м - 6,6 |
Рабочая
глубина погружения, м - 90
Вооружение: носовых торпедных аппаратов - 6 запас торпед - 12 кормовых минных труб - 2 запас мин - 20 100 - мм орудий - 1 45 - мм орудий - 1 |
В числителе — данные для надводного положения, в знаменателе подводного положения. |
2,5 раза больше, чем предусматривалось проектом. За раскрытие резервов, скрытых в конструкции лодки, весь личный состав Щ-117 бы награжден орденами, и эта лодка стала первым в истории советского флота кораблем, экипаж которого состоял из одних орденоносце: Второй лодкой с полностью орденоносным экипажем стала Тихоокеанская Щ-122, третьей Щ-123, пробывшая в походе в 3,5 раза дольше чем предусмотрено проектом. Наконец, в сентябре — декабре Щ-11 побила все рекорды автономности, совершив 102-суточный поход. В 1938 году североморские «щуки» Щ-402 и Щ-404 участвовали экспедиции по снятию полярников- папанинцев со станции "Северный полюс-1". А в 1939 году Щ-402, Щ-403 и Щ-404 приняли участи в поддержании радиосвязи с самолетом ДБ-3 «Москва», на котором Герой Советского Союза 8. Коккинаки совершил свой знаменитый перелет Москва — США- через Северную Атлантику. Тем временем г балтийских «щуках» проводились опыты подледного плавания и npoбивания льда из-под воды, а на черноморских Щ-212 и Щ-213 отрабатывались системы беспузырной торпедной стрельбы. В 1940 году североморская «щука» Щ-423 впервые в истории совершила переход из Полярного на Дальний Восток по Северному морскому пути. Успех этого похода показал осуществимость перевода лодок с Северного флота на Тихоокеанский. И советские моряки начали готовиться к новым походам Северным морским путем.
Оглавление... [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]