НА  ФАРВАТЕРАХ  СЕВАСТОПОЛЯ


    

                                               Лодка  у плавбазы  «Эльбрус»                                                Погрузка торпеды

В новом, 1942 году основная задача черноморских подводников были все та же действия на морских сообщениях. Боевой успех в это время сопутствовал многим, но особенно надо отметить действия подводной лодки А-3 под командованием старшего лейтенанта С. Цури-»а. 29 мая в районе Одессы лодка обнаружила вражеский конвой, результате атаки был потоплен транспорт «Сулина» тоннажем 50 брт. В новом году черноморские подводники стали шире использовать артиллерийское оружие. Так, подводная лодка Щ-205 под командованием капитана III ранга П. Сухомлинова артиллерией потопила шхуну и повредила транспорт. А подводной лодкой Щ-213 под командованием старшего лейтенанта Д. Денежко артиллерией потоплена шхуна, а торпедами транспорт. К весне 1942 года, когда обстановка под Севастополем стала более сложной, подводные лодки были привлечены для выполнения новой задачи снабжения осажденного города. После   захвата  Керченского   полуострова   фашисты   увеличили   свои силы под Севастополем. С 20 мая начались усиленные артиллерийские обстрелы и  ожесточенные  бомбардировки    города.  В    этих  условиях только боевые корабли могли доставлять в, город военные грузы. Вскоре вся тяжесть этой задачи легла на подводные лодки. Первоначально предполагалось использовать большие и средние лодки. Поэтому первыми с грузами для Севастополя вышли Л-4, Д-4, затем Л-5, С-31 и С-32. Но обстановка под Севастополем скоро заставила включить в число выполняющих эту задачу все подводные лодки. Специальная комиссия произвела расчет грузоподъемности. Решено было оставлять половину положенного боезапаса, продукты и воду брать только на 6 суток. На больших и средних лодках оставлять всего по две торпеды. Для загрузки использовались даже торпедные аппараты. В результате этого большие лодки смогли принимать до 9095 тонн грузов, а средние до 50 тонн. Переходы лодок рассчитывались таким образом, чтобы к наступлению темноты подводники прибыли в Севастополь, за ночь произвели разгрузку, приняли раненых, а к утру уходили из осажденного города. Если лодка до рассвета выйти не успевала, ей приходилось ложиться на грунт и ждать наступления темноты. Подлинными мастерами своего дела оказались подводники С-32. Они под командованием капитана 111 ранга С. Павленко совершили в Севастополь 7 рейсов. Лодка доставила более 600 тонн грузов, вывезла 140 раненых. Совершая восьмой рейс, эта лодка вышла 28 июня к берегам Крыма и погибла на переходе. По семь раз прорывалась в осажденный город Л-23 под командованием капитан-лейтенанта И. Фартушного. Лодка доставила более 600 тонн грузов и вывезла 229 человек. Л-4 под командованием капитана III ранга Е. Полякова, которая доставила свыше 475 тонн грузов (в том числе 27 тонн бензина), вывезла 236 человек. Каждый поход в Севастополь в это время был подвигом. Со второй половины мая противник на подходах к берегам Крыма стал использовать не только авиацию, но и торпедные катера. Значительно больше времени подводникам приходилось проводить под водой, что увеличивало продолжительность похода и уменьшало число доставляемых грузов.  В Севастополь лодки доставляли не только боеприпасы и продовольствие, но и бензин. Поскольку для транспортировки горючего пришлось привлечь и лодки типа М, экипажам их пришлось особенно трудно. Сравнительно небольшой объем отсеков, отсутствие необходимой вентиляции приводили к тому, что концентрация паров бензина иногда доходила до взрывоопасных пределов.22 июня 1942 года подводная лодка М-32 под командованием капитан-лейтенанта Н. Колтыпина доставила из Новороссийска в Севастополь

Оглавление...   [ 1 ]  [ 2 ]

Хостинг от uCoz