Глотов, зная историю русского флота, напоминал офицерам пинка о первых переходах этим путем кораблей, строившихся в Архангельске и уходивших в Балтийское море отвоевывать у шведов древнерусскую приморскую землю. Ушаков слушал рассказы и сказки старых матросов, многие из которых были уроженцами севера, потомственными мореходами в этих суровых водах. И молодой моряк все сильнее привязывался к морю, все более понимал значение морей и морской силы для родины. Ему становилась, ясна государственная важность морской силы. Он уже мог по существу оценить завет Петра, что государство должно иметь две одинаково сильные руки — армию и флот. Возвращаться в том же году было поздно — в Белом море со­брались тяжелые льды. Глотов решил зимовать в Архангельске. Ремонтные работы на пинке познакомили Ушакова с архангельскими верфями, пополнили и его знания в судостроении. Но он с нетерпением ждал, когда пинк освободится ото льдов и можно будет идти в обратный путь: он пристрастился к суровой морской жизни. Мичман Ушаков мечтал о новом походе, но в Кронштадте он был приписан к кораблю «Три иерарха». Пришлось примириться с плаванием в Финском заливе. Затем Ушаков получил назначение на юг для создания Азовской флотилии. Часть моряков, присланных с Балтики, осталась в Коврове, Новопавловске и Хоперске. Здесь были полуразвалившиеся верфи времен Петра и походов Миниха. Вице-адмирал Д. Сенявин энергично восстанавливал их, закладывал корабли. Вероятно, молодой Ушаков разочаровался, узнав, что «новоизобретенные» корабли не предназначены для плаваний в открытом море. Это были парусно-гребные плоскодонные суда, специально построенные для Азовского моря. Но даже и на «вновь изобретенный» корабль не попал Ушаков. Он был назначен на прам. Прамов до сих пор Ушаков не видел. Это было совсем плоскодонное речное судно, управлявшееся парусами, вооруженное пушками крупных калибров для защиты устья Дона. Мечты о море надо было надолго забыть. Было, однако, и хорошее для двадцатичетырехлетнего офицера в этом назначении: он становился самостоятельным командиром. Ушаков с жаром взялся за обучение экипажа, уделял большое внимание быстроте и меткости стрельбы. На праме прошли почти два года службы. Ушаков уже был лейтенантом, был на отличном счету у начальства, но случая проявить свои способности в военных действиях ему не представлялось. Война с Турцией началась в 1768 году, но события ее развертывались медленно. Лишь в 1771 году фельдмаршал Румянцев привлёк Азовскую флотилию к операциям сухопутных войск. Румянцев стремился овладеть Крымом — тогда зависимым от Турции ханством. Румянцев поставил вице-адмиралу Сенявину задачу выйти с флотилией в Черное море и отрезать с моря помощь крепостям Керчь и Вникале. За два года Сенявин создал морской порт в Таганроге, там же имелось теперь несколько фрегатов. Не думая о превосходстве сил турецкого флота, Сенявин вышел с двенадцатью судами и неожиданно появился в проливе. Турки не приняли сражения, и Азовское море стало внутренними русскими водами, прочно запертыми Таманью и Керчью, на которые после захвата их русскими войсками могли базироваться сторожевые корабли. Ушаков был переведен на фрегат «Первый», а затем получил в командование бот «Курьер». Это одномачтовое судно было одновременно и гребным. Сила его заключалось в пушках крупного калибра. За Ушаковым уже утвердилась слава умелого артиллериста. Командование «Курьером» имело такое же значение, как и командование прамом. Но для Ушакова оно было выдающимся событием. Он окончательно расстался со службой на реке и совершал теперь плавания в Черном море, ходил в Феодосию и Балаклаву, крейсировал в дозоре на входе в Керченский пролив. Даже на этом маленьком тихоходном корабле лейтенант Ушаков мог показать свое морское мастерство. Поэтому в конце кампании 1773 года он командует уже более крупными кораблями — «Морей», потом «Модона». С последним кораблем Ушаков зимовал в Балаклаве.  Шли слухи, что турки намерены высадиться на южном берегу. На «Модоне» ходить в море Ушаков не мог — корабль оказался ветхим. Турки тем временем высадились возле Ялты и пытались захватить Балаклаву. Экипажи зимовавших кораблей нанесли десант несколько поражений, и турки вернулись на суда. К опыту Ушакова прибавилось участие в сухопутном военном деле. Оно было последним эпизодом его биографии в этой войне. Скоро был подписан Кучук - Кайнарджийский мир, и Россия прочно утвердилась на Черном море, еще во времена Киевской Руси называвшегося Русским.

Оглавление...  [ 1 ]  [ 2 ]  [ 3 ]  [ 4 ]  [ 5 ]  [ 6 ]  [ 7 ]  [ 8 ]  [ 9 ]  [ 10 ]  [ 11 ]

Хостинг от uCoz