В
1784 году Ушаков — во вновь возникшем порту
Севастополе. Отсюда
он уходит в летнее плавание на новом,
приведен ном им из
Херсона большом 66-пушечном корабле. Какой
контраст за десять лет! Мертвая бухта ожила.
По крутым спускам к
морю пролегли
дороги, лепятся дома и землянки, строятся
причалы, склады,
на мыске у входа в бухту возведена батарея. Но
Федор Федорович Ушаков понимал, что мало
просто завести флот,
надо построить такой флот, какой нужен для
победы. А пока все
клонилось к тому, что флот был еще и
численно и
хуже турецкого.
В степной край
доставлялся свежезаготовленный
корабельный лес, и суда строились спешно, на
мало оборудованных вер-1гм
не менее надо было, в предстоящей войне
победить твердо,
знал Ушаков. Надо победить турок в море.
Как? Что же сделать
для этого? Чем
возместить недостатки
в числе и силе кораблей?
Пётр I
в войне создавал флот. Однако этот молодой и
малочисленный петровский флот разгромил
прекрасно снаряженных шведов. В Херсоне
сухопутные офицеры рассказывали о генерале
Суворове и о его знаменитых фанагорийцах.
Солдаты Суворова умели
совершать чудесные быстрые марши. Они
превосходно работали штыком, стреляли
редко, да метко. Они никогда не показывали
неприятелю спину.
Ушаков верил в
матроса и любил его. Двадцать лет он жил с матросами
как строгий, но внимательный начальник. Но
что можно перенять у
сухопутного генерала? И как применить на корабле
опыт воспитания суворовских пехотинцев?
Ответы и на это были
найдены. Конечно, матросам не надо
совершать маршей. Но корабли должны делать
благодаря ловкой работе матросов быстрые и
точные маневры. Надо, чтобы управление
парусами на русских кораблях было намного
лучше, чем на
вражеских. Абордажный бой — подобие
штыкового. Но такой
бой вели между собой отдельные корабли и —
с развитием морской
артиллерии — сравнительно редко, так как искусство
маневрирования позволяло не допускать до
абордажа. Ушаков
понял, что славное оружие для разгрома
численно сильного
противника — артиллерия. Канониров надо
учить управлению,
совершенствовать офицеров прицельным
огнем. Жизнь
матросов приучает их к смелости, отваге.
Потемкин, познакомившись
со знаниями команды корабля Ушакова, возложил
на капитана 1 ранга Ушакова главное
руководство бог вой
подготовкой. Изо дня
в день Ушаков терпеливо учил матросов.
Матрос должен был
знать морской устав и корабельный порядок.
Матроса-новобранца
учили бегом ходить, но кораблю, бегом
спускаться и
подниматься по трапам и штормтрапам, лазать
на мачты до клотика, ходить по реям.
Матросов учили вязать морские узлы,
плести тросы, шить паруса. Цель была в том,
чтобы команда в
любой боевой обстановке могла исправить
повреждения в
оснастке. Особое внимание уделялось
плаванию на шлюпке
под парусом и на веслах. Матросы должны были
приобрести
выносливость и сноровку, силу и ловкость.
Летом 17S7
года Екатерина II
совершила поездку на
юг. Из Херсона она
прибыла в Севастополь, осматривала эскадру
и произвела Ушакова
в капитаны бригадирского ранга. Едва
Екатерина покинула Севастополь, война
началась неожиданным
нападением турок па дозорные корабли.
Большая турецкая
эскадра появилась у крепости Очаков. Надо
было действовать
быстро и решительно. Потемкин приказал
адмиралу Войновичу
атаковать турецкий флот. «Подтверждаю вам
собрать все корабли
и фрегаты и стараться произвести дело, ожидаемое
от храбрости и мужества вашего и
подчиненных ваших...
Где завидите флот турецкий, атакуйте его во
что бы то ни стало,
хоть всем пропасть». Потемкин
требовал улара по турецкому флоту, потому
что боялся высадки турок в Крыму.
Сухопутные армии не были еще собраны.
Войнович вышел в море с
тремя кораблями и семью фрегатами.
Но жестокий шторм раскидал корабли эскадры.
Один корабль без
мачт и руля буря отнесла к Босфору, и им
овладели турки. На
флагманском корабле «Слава Екатерины» тоже
пришлось срубить
все мачты. «Св. Павел», на котором был флаг
начальника авангарда Ушакова, несколько
дней был на краю гибели.
Открылась сильная течь. Паруса были
изорваны в клочья, весь рангоут побит.
Оглавление...
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
[ 4 ] [ 5 ] [
6 ]
[ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
[ 10 ] [ 11 ]